Приметы и традиции » Традиции: Народные поверья в свадебной обрядности

Народные поверья в свадебной обрядности

Ярило Вешний - пора свадеб

Как известно, древние славяне поклонялись божествам, знаменующим силы природы и духов ушедших предков. Большое значение и поныне имеют языческие народные поверья в свадебной обрядности. 

Наши далекие предки в своих верованиях связывали большинство происходящих в жизни явлений с природой, например, главное божество - Перун, бог-громовержец, Ярило - бог плодородия, солнца и любовных утех, Лада - богиня весны, Овсень - бог осени и урожая.

Считалось, что весной, земля, возвращаясь к жизни, сочетается браком с небом, а небо рождает молнию. Эта пора насыщена благодатными ливнями, и именно в эту пору было самое время для свадеб.

Отсюда и повелось играть свадьбы в день "оплодотворения" земли в конце апреля. Праздник встречи весны называется днем Ярилы Вешнего. По христианскому календарю этот праздник перекликается с Красной горкой.

Вспоминая сюжеты русских народных сказок, можно найти множество элементов славянского язычества. К примеру, упоминания о живой и мертвой воде. Чтобы оживить убитого молодца, герои сказок добывали живую и мертвую воды. Вначале они поливали погибшего мертвой водой, и тут же затягивались его раны и только затем - живой, чтобы оживить.

По древним поверьям первые дожди, льющие по весне, считались "мертвой водой", которые, омывая поверхность усопшей земли, врачевали ее раны и затягивали рубцы. А последующие ливни - "живые", оживляли землю, и она покрывалась зеленью и цветами. 

С дождевыми облаками славяне также связывали меха и овечьи шкуры. Именно поэтому приметы, связанные с дождем на свадьбе, считаются счастливыми. А молодоженам принято стелить на стулья овечий тулуп или меховую шубу, в знак пожелания богатства, здоровья и счастья. 

Большое значение придавали славяне воде, которая считалась источником жизни и плодородия земли. В связи с этим один из свадебных обрядов - прогулка новобрачных вдоль берега реки или другого водоема, чтобы от стихий земли и воды молодожены взяли силу, плодородие и здоровье.

Очень интересна языческая символика, перекликающаяся во многом с другими, достаточно отдаленными культурами. Так, например, индийский бог любви Шива изображается в виде мужского детородного органа. У славян же Ярило также порой представлялся в виде фаллоса. С наступлением зимы, когда солнечное тепло оставляло землю, женщины оплакивали "похороны" Ярилы. Этот ритуал изображался в виде огромного фаллоса, лежащего в гробу.

В славянской культуре брачный обряд трактовался как пробуждение природных сил. Многие приметы пришли к нам из язычества, например, булавки в одежде новобрачных "от порчи", шум брачного кортежа для отпугивания нечистой силы, монетки в обуви "от сглаза" и т.д.

А вот запрет на созерцание свадебного платья невесты кем-либо, в том числе, и женихом, утратил свою актуальность. Показывать брачный наряд невесте было нельзя только лишь по причине опасения его кражи. Дело в том, что раньше платье невесты представляло большую ценность, поскольку украшалось драгоценными камнями и прочими ценностями.

"У чужого окна" К. А. Васильев

Традиционный свадебный символ - свадебное кольцо, также имеет давнюю предысторию. Предметы округлой формы отождествлялись с женским детородным органом. Таким образом, кольцо, надеваемое на палец - символическое изображение полового акта. 

Позднее, с появлением христианства, обручальные кольца обрели другое значение. Золотое кольцо на пальце мужа - символ солнца, а серебряное кольцо, олицетворяющее Луну, предназначалось жене. Луна отражает солнечные лучи, как жена отражает мнение мужа.

Вино, ставшее неотъемлемым атрибутом свадьбы, также отождествлялось с водой. Вот почему народные поверья в свадебной обрядности так часто связаны с веселыми застольями. Например, обряд "пропоя" когда в честь молодоженов их родственники устраивали пир, сопровождаемый хмельными напитками - вином, медом, пивом.

Напитки эти, как и "живая" вода являлись символом пожелания молодым здоровья, долгих лет и плодовитости. Так постепенно важные по значению обряды превратились в шумные пирушки. 

Большое значение наши предки придавали обрядам, связанным с первой брачной ночью. Известны ли Вам истоки традиции, при которой жених должен взять на руки молодую жену и перенести ее через порог своего дома? Это делалось для того, чтобы обмануть домового, дав ему понять, что эта женщина не чужой человек, а только что народившийся младенец.

Брачное ложе молодоженов готовилось матерью жениха. Перед тем, как молодожены заходили в опочивальню, по постели несколько раз ударяли кнутом, чтобы отпугнуть нечистую силу. Но чтобы не испытывать судьбу, лучшим местом для первой брачной ночи считался хлев или сеновал, потому что злым духам не приходило в голову искать новобрачных в подобных местах. А кроме того, считалось, что подсобные помещения надежно оберегали новоиспеченных супругов от сглаза и порчи.

"Приход колдуна на свадьбу" В. Максимов

Наверное, порой в нас до сих пор говорит дух далеких предков, и поэтому сегодня многие молодожены подсознательно стремятся провести свою первую супружескую ночь вне дома - в гостинице, в каюте теплохода, увозящего в свадебное путешествие или новой квартире. 

Еще один любопытный факт. Современные свадьбы не мыслятся без ведущего, а раньше роль тамады и свадебного распорядителя исполнял дружка (свидетель). Но еще задолго до этого для соблюдения обрядности и традиций на свадьбу обязательно приглашался колдун. Так что, сегодняшний ведущий - тоже своего рода, колдун, поскольку теперь руководить сюжетом свадьбы - именно его обязанность.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать
 
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.